Слушатели первого потока Академии журналистики «Ъ» 3 декабря получили сертификаты о прохождении курса. Проект, существовавший в 2013–2019 годах, перезапущен издательским домом в партнерстве с Финансовым университетом, поэтому выпускники получили не только свидетельство «Ъ», но и документ государственного образца о завершенном курсе повышения квалификации.
В 2013–2019 годах Академия журналистики «Ъ» существовала при поддержке компании «Норникель» и тесно взаимодействовала со Школой событийного продюсирования Александра Бокова. Проект прервался в связи с началом пандемии коронавируса. Летом 2025 года «Ъ» решил воссоздать академию в обновленном формате и в течение сентября провел отборочную кампанию. На основании конкурса эссе из более 90 полученных заявок были отобраны 45, их авторов пригласили в редакцию для очного собеседования.
Группе из 24 человек, состоявшей преимущественно из доучивающихся или недавно доучившихся студентов отделений журналистики и медиакоммуникаций, но включавшей также нескольких начинающих профессионалов, был предложен аудиторный курс продолжительностью около 200 часов. Курс состоял из семи треков, в рамках которых изучались экономика современного медиахолдинга, основы производства, работа журналиста в разных жанрах и особенности функционирования разных сегментов редакции «Ъ», в том числе делового блока, общественно-политического блока, отдела международной информации, а также фотослужбы. Кроме занятий в аудитории, слушателям были предложены выезды на внешние площадки, например, в ТАСС, Государственную думу, в ВЭБ.РФ и даже в Объединенный институт ядерных исследований в Дубне. Эти выезды помогали слушателям вырабатывать профессиональный подход к «полевой» работе с информацией, в том числе и такой, с которой они до сих пор не сталкивались. Участникам проекта было предложено пройти производственную практику в отделах редакции и подразделениях медиахолдинга, а в финале программы они подготовили к выпуску восьмиполосную учебную газету.
«Ъ» рассматривает свой образовательный проект как часть практики ответственного бизнеса; за пилотным потоком, как ожидается, последует новый набор в 2026 году.
Имеющие опыт в создании текстов, предполагающих публикацию
Мы готовы не только учить, но и учиться у вас
Не только представители медиасферы
Важны не специальность и не диплом, а интерес к «Коммерсанту» и творческие амбиции
Академия «Коммерсанта» оставляет за собой право не раскрывать причины отказа в зачислении.
Академия «Коммерсанта» не гарантирует трудоустройства в издательском доме, но мы заинтересованы в том, чтобы по крайней мере некоторые из вас остались с нами или в нашем кадровом резерве.
Программа
Работа современного медиахолдинга
от новости до спецпроекта
36 часов
• Как устроены новости • Сюжет в движении: новости — заметки — аналитика • Производство и продвижение эксклюзивных текстов • Создание спецпроектов • Взаимодействие медиаплатформ в рамках холдинга
Виктор Лошак, заместитель генерального директора, директор по стратегии «Ъ»
Михаил Лукин, шеф-редактор, главный редактор газеты «Ъ»
Дело техники
24 часа
• Большой политический репортаж • Практика интервью • Исследование больших массивов данных • Интеллект редакции и искусственный интеллект
Алексей Воробьев, главный редактор радио «Ъ FM»
Андрей Колесников, специальный корреспондент «Ъ»
Первые в стране
30 часов
• Как устроен деловой блок «Ъ» • Эволюция делового издания в условиях меняющихся правил • Деловая журналистика в условиях санкций • Правовая сторона работы делового блока
Владимир Лавицкий, первый заместитель шеф-редактора «Ъ»
Халиль Аминов, начальник отдела потребительского рынка «Ъ»
Не только редакция
16 часов
• Экономика медиа • Эволюция профессиональных стандартов • Что делать редакции, когда ньюсмейкер одновременно является рекламодателем • Формирование экосистемы: аудитория, клиенты, партнеры
Георгий Иванов, руководитель юридической службы «Ъ»
Роман Уманский, генеральный директор «Ъ»
Первые в мире
16 часов
• Международная журналистика в деловом медиа • Работа журналиста в мире закрывающихся границ • Глядя на мир из Москвы: трансформация восприятия международных новостей
Леонид Ганкин, начальник отдела внешней политики «Ъ»
Елена Черненко, специальный корреспондент
Пределы общественного
30 часов
• Общественно-политическая журналистика в 2025 году • Работа с источниками • Редакция и власть: пространство взаимодействия • «Красные» и «двойные сплошные»: работа с «трудными темами»
Александр Черных, заместитель начальника отдела неделовых новостей